Наш телефон:
(095) 544-76-32
Главная
Наши услуги
Наши цены
Справочная информация
Контакты
Интересные случаи
Форум
 

ВНИМАНИЕ ! Это касается всех наследников !

 

         2.02.2005 г. поступило в электронную рассылку письмо на бланке Федеральной нотариальной палаты за подписью Президента Федеральной нотариальной палаты г-на Клячина Е.Н. исх. № 90/05-08, адресованное Президентам нотариальных палат субъектов Российской Федерации, разъясняющее позицию Федеральной нотариальной палаты по вопросам, возникающим у нотариусов при применении подпункта 8 пункта 1 статьи 333.25 налогового кодекса Российской Федерации.

 

                                                                                                                             Президентам

                                                                                                                             нотариальных палат

                                                                                                                             субъектов Российской Федерации

исх.  № 90 / 05 - 08    от 2.02.2005 г.

 

Уважаемые коллеги,

        в связи с введением в действие с 1 января 2005 года Федерального закона от 2 ноября 2004 г. №127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Федеральная нотариальная палата считает целесообразным высказать свою позицию по некоторым вопросам, возникающим у нотариусов при применении подпункта 8 пункта 1 статьи 333.25 налогового кодекса Российской Федерации.

 

     1. О круге лиц, наделенных законом правом оценивать недвижимое имущество.

 

     Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

     ...

     ...

     Что касается оценочной деятельности, то она может осуществляться только при наличии у оценщика соответствующей лицензии (статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

  

     Таким образом, организации технической инвентаризации применительно к подпункту 8 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации могут определять стоимость недвижимого имущества лишь при наличии у них лицензии на осуществление оценочной деятельности.

 

     2. О стоимости недвижимого имущества при совершении нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.

 

    Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (пункт 1 статьи 40) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки и пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

     ...

     ...

     Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 7) предусмотрено, что в случае, если в нормативно-правовом акте, содержащим требования обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая статьи 1115, абзац третий пункта 1  статьи 1172) также предусматривается правили об оценке имущества при определении места открытия наследства и при производстве описи наследственного имущества исходя из его рыночной стоимости.

     

     Поскольку в главе 25.3 "государственная пошлина" налогового кодекса Российской Федерации, содержащей требование обязательного проведения оценки недвижимого имущества, и в статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, распространяющей применение в определенных случаях положений законодательства о налогах и сборах частнопрактикующими нотариусами, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, то представляется, что оценку недвижимого имущества в рамках подпункта 8 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации следует осуществлять по рыночной стоимости, за исключением случая, предусмотренного в вопросе 3 настоящего письма.

 

     3. Об оценке стоимости недвижимого имущества, являющегося объектом наследства, открывшегося до 1 января 2005 года.

 

     По мнению Федеральной нотариальной палаты оценку объектов недвижимости, наследство по которым открылось до 1 января 2005 года, следует определять исходя из требований Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

    

     При этом позиция Федеральной нотариальной палаты основывается на следующем.

     В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и частью второй статьи 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации применяются к правонарушениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах и возникшим после введения этих частей в действие.

    

    В статье 5 (пункты 3, 4) Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, при которых положения Кодекса могут иметь обратную силу. В частности, это касается ситуации, когда: а) акты законодательства о налогах и сборах, устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; б) в актах законодательства о налогах и сборах, отменяющих налоги и (или) сборы, снижающих размеры ставок налогов (сборов), устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение, прямо предусматривается, что эти акты имеют обратную силу.

 

     Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в своем постановлении от 28 февраля 2001 г. №5 (пункт 5) разъяснил, что к нормам, устанавливающим дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, могут быть отнесены, в частности, пункт 7 статьи  3, статьи 6, 108, 109, 111, пункт 1 статьи 112, статья 115 налогового кодекса Российской Федерации.

    

     Поскольку Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. №127-ФЗ не касается вопросов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, а также прямо не предусматривает распространение положений этого Закона на ранее возникшие правоотношения, то применение данного Закона и новых положений Налогового кодекса Российской Федерации, введенных указанным Законом, не может иметь обратной силы.

    

     По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие (часть вторая статьи 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").

    

     Право наследников на принятие наследства в установленном порядке возникает с момента открытия наследства и может быть реализовано в любое время в течение, по общему правилу, шести месяцев со дня открытия наследства (статьи 1114, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако законодатель не установил какого-либо срока для представления наследникам, принявшим наследство, всех необходимых для оформления наследства документов. Т.е. наследник вправе принять наследство или отказаться от него в течение шести месяцев, а представить в случае принятия наследства документы, необходимые для оформления наследства, включая оценочный документ, может в любое время, например: на следующий день после открытия наследства, в течение шести месяцев со дня открытия наследства или спустя несколько дней, или месяцев, или лет по истечении шести месяцев со дня открытия наследства. Но право на принятие наследства, а также право и одновременно обязанность на представление документов для оформления наследства в установленном порядке у наследника возникло с момента смерти наследодателя.

     

    Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что для исчисления размера нотариального тарифа для выдачи свидетельства о праве на наследство оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства (части первая и вторая статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации), представляется, что стоимость недвижимого имущества, наследство в отношении которого открылось до 1 января 2005 года, следует определять исходя из требований законодательства Российской Федерации, действующего на день открытия наследства, независимо от времени представления (до 01.01.05 или после этой даты) оценочного документа и даты принятия наследства, т.е., исходя из требований Закона Российской Федерации "О государственной пошлине". При этом важно только, чтобы наследник принял наследство в определенном порядке в течение установленного срока.

 

                          
Президент палаты              Подпись                                           Е.Н. Клячин

Яндекс цитирования Rambler's Top100
 
   
Используются технологии uCoz